Владимир Миклушевский: Новая Инженерная школа будет готовить специалистов экстра-класса

До конца мая идет прием заявок на конкурс по созданию передовых инженерных школ на базе вузов. Это уникальный проект Минобрнауки по опережающей подготовке инженерных кадров с учетом запроса отрасли. Как будут работать такие школы и кого готовить? Как студенту создать гоночный болид? Почему важно начинать проектную работу с первого курса? На вопросы «Российской газеты» отвечает ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский.

Владимир Миклушевский: Новая Инженерная школа будет готовить специалистов экстра-класса

Владимир Владимирович, уже в июне будут выбраны вузы, на базе которых откроются передовые инженерные школы. В чем главная идея?

Владимир Миклушевский: Идея в том, что это должен быть "гринфилд". То есть пространство или проект, работа над которым будет начата "с нуля". Безусловно, мы тоже участвуем в конкурсе. Это будет совершенно новое помещение, где объединим подготовку магистров разных направлений: конструкторов, дизайнеров, технологов, материаловедов, экономистов. Возглавит школу руководитель ведущего конструкторского бюро Пабло Иттуралде. Именно он — "зачинщик" проектной истории, которая пользуется бешеной популярностью у студентов.

Кто будет выходить из Инженерной школы?

Владимир Миклушевский: Специалисты экстра-класса, способные разрабатывать новые автомобили. У нас практически сейчас нет таких школ, к сожалению. Есть прекрасный институт "НАМИ" с вековой историей — в 1918 году создан как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии.

И мы сейчас тесно сотрудничаем. Нам сегодня очень важно на реальной практической базе создать цикл воспроизводства кадров. Сейчас мы таких выпускаем очень немного, человек 10-15 в год. Они буквально разлетаются по высокотехнологичным предприятиям, причем сразу получая оклад в 120 тысяч, а то и больше.

Куда поступать, чтобы попасть в число таких выпускников?

Владимир Миклушевский: Транспортный факультет, специализация "Спортивные транспортные средства". Но это нелегкое дело. Поступить мало — надо выдержать конкурс в 20 человек на место в проектную команду.

В прошлом году вы представили на выставке "Русская армия" беспилотный Смарт шаттл — экскурсионный миниавтобус. Сейчас он рассекает по дорожкам ВДНХ. Будете делать парк беспилотников?

Владимир Миклушевский: Беспилотники — тоже наша тема. Смарт шаттл на четырех человек, о котором вы говорите, сейчас действительно обкатывается на ВДНХ. После апробации мы хотим представить его мэрии Москвы, чтобы потом он мог пойти в серию. Кстати, в его создании участвовали студенты и выпускники Пабло Иттуралде, который возглавит нашу Инженерную школу.

На какое направление поступать абитуриентам Московского Политеха, чтобы быть ближе к беспилотному авто-будущему?

Владимир Миклушевский: Группа в рамках направления "Автомобилестроение". Там и конструкция автомобилей, и двигатели внутреннего сгорания, и электромобили, и беспилотность.

Сегодня Московский политех растит специалистов, которые будут помогать автомобильной отрасли в условиях санкций?

Владимир Миклушевский: Мы готовы к импортозамещению. Причем не только в плане подготовки специалистов: готовы заниматься разработкой платформ автомобилей, отдельных узлов и агрегатов. Ведь МПУ создан в 2016 году на базе Московского автомеханического института. Так что нашей школе автомеханики же почти полвека — серьезная база. Внутри нашего вуза есть сегодня два конструкторских бюро, которые выросли из студенческих команд. Одному — 25 лет. Это уже группа коммерческих компаний, которая вполне уверенно чувствует себя на рынке. Здесь и кузовные ателье, и мастера, которые занимаются деталями интерьера автомобиля. Второе московское бюро — помоложе, ему 14 лет. Его фишка — байки, электромобили, гоночные автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Мы, конечно, не занимаемся серийным производством, это не задача вуза. Но технологические возможности у нас есть. Например, коробки передач к электробайкам мы делаем сами.

В конструкторских бюро принимают участие студенты?

Владимир Миклушевский: Обязательно. Объяснять теорию на лекциях — одно. Но когда вы показываете, как все это делается на конкретных "живых" примерах — вот в этот момент и загораются глаза. В Московском Политехе абсолютно на всех направлениях подготовки с 1 по 4 курс бакалавриата внедрена проектная деятельность. Студенты своими руками под руководством опытных преподавателей или наставников из отрасли делают какой-то проект.

Как все происходит на практике?

Владимир Миклушевский: Уже на первом курсе студент знакомится с устройством автомобиля: разбирает и собирает обратно. У нас есть инжиниринговый центр, где стоят "отработанные" гоночные болиды. Их много — мы 10 лет подряд участвовали в гонках "Формулы Студент". А каждая гонка — это новая машина: выходить на новую трассу со старым болидом бесполезно — никогда не победить.

На старых болидах теперь тренируются студенты: разобрать, собрать, подключить, запустить. В центре есть оборудование, чтобы готовить формы, отливать и клеить кузова, детали. Здесь всегда полно народу: все искрится, стружки летят. Только так можно чему-то научиться. Конечно, под "присмотром" старших товарищей. Со студентами в качестве наставника, например, работает конструктор автомобилей российский гоночной команды "Маруся" Игорь Ермилин.

Обучение не на абстрактных примерах, а на вполне конкретных образцах, которые потом выезжают на гоночную трассу — это и есть наша фишка и наш конек. Кстати, на проекте работают не только инженеры, здесь нужны и дизайнеры, и экономисты, и менеджеры. Проекты разные, в некоторые команды есть даже конкурс — до 20 человек на место.

Сегодня на повестке новый подход к подготовке специалистов — 2+2+2. Для вас это рабочая схема?

Владимир Миклушевский: Идея мне очень нравится. По сути, это тот же бакалавриат, который мы делим на 2+2, и плюс 2 года магистратуры.

Допустим, абитуриент поступил в Московский Политех на "Автомобилестроение". Как будет строиться его учеба?

Владимир Миклушевский: Первые два года — естественно-научный и гуманитарный блок знаний. Но у нас есть особенность: перевернутый учебный план, когда часть специальных предметов мы переносим на первый курс, чтобы студенту потом было легче сориентироваться в выборе специализации. На 1-2 курсе происходит одно из первых серьезных знакомств со специальностью. Как? Все в тех же проектах. В команде студент 1 или 2 курса может попробовать себя в разных "ипостасях", в буквальном смысле руками прощупать профессию.

Они видят, как работают их старшие товарищи, понимают основные принципы параллельного проектирования, когда инженер, конструктор, дизайнер, экономист работают вместе. Так мы экономим время и повышаем эффективность. : например, конструктор сразу видит, что идея дизайнера сложно выполнима, и просит его внести правки.

Очень важно изначально учить студентов правильно. После 2 курса, уже зная специфику, они выбирают направление. А в магистратуре — оттачивают мастерство, становятся уникальными специалистами.

Цифровые технологии в проектировании используете?

Владимир Миклушевский: Мы хотим сделать конструкторские бюро полностью цифровыми, перейти на цифровые двойники автомобилей в целом, максимально приближенные к оригиналу. Это востребовано, когда проводятся краш-тесты: чтобы подтвердить безопасность автомобиля, надо разбить 15-20 автомобилей. Цифровые двойники дают возможность сделать, например, три реальных краш-теста, а остальные машины "разбить" виртуально. В цифре удобно смотреть, как работает двигатель, его отдельные узлы и агрегаты. Правда, пока все это работает на иностранном программном обеспечении.

А когда вузы смогут перейти на отечественное ПО?

Владимир Миклушевский: Сейчас задача правительства — загрузить наших айтишников работой. Программисты у нас талантливые, отрасль очень конкурентная. Возможно, результат появится не очень быстро, но многое уже создано.

Сегодня добрая половина выпускников девятых классов и часть одиннадцатиклассников уходят в СПО. Чувствуете конкуренцию?

Владимир Миклушевский: Безусловно, какая-то конкуренция есть. Мы понимаем: экономике сегодня нужны профессионалы и максимально быстро. Хорошо, что дети стали стремиться в колледжи. Есть определенные прикладные сферы, где не требуются специалисты с высшим образованием. Автослесари, или даже те же айтишники: для работодателей диплом вуза в этой сфере перестал иметь большое значение, достаточно сертификата об окончании курсов или диплома о допобразовании.

Мы давно мечтали повысить престиж среднего профобразования, чтобы после школы дети с большей охотой шли учиться в колледжи. И вот сейчас мечты сбываются. Но, в любом случае, на производстве нужны специалисты с разным уровнем образования.

До приемной кампании чуть больше месяца. Какие топовые направления в Московском Политехе в этом году?

Владимир Миклушевский: Как и везде сегодня, в первых рядах — информационные технологии. У нас 35% студентов — айтишники. Это тренд для всех технических вузов.

Безусловно, это направления, связанные со спортивными автомобилями. Дизайн — причем не только автомобильный, а еще и дизайн мультимедиа. Там сумасшедший конкурс и балл ЕГЭ под 100.

Мы ждем сильных абитуриентов. В Московском Политехе практико-ориентированное обучение. С первого курса со студентами работают преподаватели из индустрии, они помогают ребятам получать профессию на деле, а не в теории. Эта система выгодна как работодателям, которые на площадках вуза готовят свой будущий кадровый резерв, так и студентам — наши ребята уже на третьем-четвертом курсе знают, где они будут работать.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *